Send e-mail dessvvs@mail.ru

© 1998 – 2010, В.Сергеев, текст
© 2003 – 2010, A.Исаков, дизайн

Главное

Вадим DESS СЕРГЕЕВ

Тщательнее, товарищи!

-Странные иногда происходят случаи…
-Не может быть! И с вами тоже?

Вот собрались, например, музыканты зафиксировать своё исполнение своей же, оригинальной, песни. И решили сделать это на студии: "по настоящему". И захотелось им подойти к этому процессу максимально ответственно. Ну и как обычно стали репетировать из-за всех сил. Процесс этот непростой и небыстрый: пока разберёшь каждый такт произведения! Деньги опять же найти (или накопить!) надо… Зачем деньги? — Ну как же: работа на студии совсем не бесплатна.

Создание студийной версии музыкального произведения — действие сложное и практически интимное. Сходное с рождением ребёнка. Это вообще уже давно стало общим местом досужих философствований. Типа того, что мужчина не в состоянии дать новую жизнь и, чтобы почувствовать себя творцом, занимается искусством… А вы как думали? — Только так!

И приходят музыканты в студию. Обычно минут за 10-15 до начала оплаченного времени. Звукорежиссёр в этот момент уже обычно коммутирует микрофоны для записи барабанов и очень сосредоточен на этом процессе. А тут начинается: "Меня зовут Вася. Я — барабанщик. Очень люблю Тони Уильямса. Ты можешь нам записать барабаны, как у "Мотли Крю"?" И далее: "Я — басист. Петя. Хочу, чтобы бас звучал, как у Пасториуса! Клавиши должны звучать, как у "Тэнжерин Дрим", но пианино, как у Горовица… Вообще-то у нас денег на 20 часов, и мы хотели бы успеть записать пять (!!!) песен!" А у звуковика в голове схема подключения на запись 12-ти микрофонов и ужасный ЦЕЙТНОТ! Поэтому в ответ на эту ахинею он обычно только кивает, улыбается и говорит: "Попробуем…" А что он еще может в этот момент? У него вообще главная задача — сделать максимально возможное в рамках отведённого бюджета: он же участник конвейерного производства

Почему же одна и та же, описанная выше, ситуация повторяется с таким завидным постоянством? Автор этих строк попадал в подобные передряги с такой частотой, что не может припомнить год, когда сбился со счёта подобных нонсенсов! Дело в том, что большинство лидеров групп чаще озабочены личностью того, кто будет дёргать струны бас-гитары (ещё бы: все козни в коллективе от басиста!), чем нормальными рабочими отношениями с тем персонажем, от которого, скорее всего, и будет зависеть конечное "лицо" их совместного ребёнка — фонограммы. Ведь как обычно это бывает? Вроде репетиции уже достали (или кажется, что к студии готовы! — в данном случае это одно и то же), и уже во всю свербит записать ЭТО — даже средства найдены… В этот момент лидер (руководитель) прикидывает, где именно будет происходить запись. Причём в первую голову в расчёт принимается стоимость часа работы (аренды) студии — бюджет как обычно ограничен. В этот момент узнаётся мнение недавно писавшихся друзей/знакомых, и часто (от добра добра не ищут!) группа просто отправляется на ту же самую студию! В этом-то и заключена самая главная ошибка наших музыкантов. Ибо выбирать необходимо ни где будет произведена запись, а кто будет производить необходимые движения (помните у Жванецкого про неосторожные движения?) — работу, в результате которых должно родится новое произведение.

Такое поведение выглядит совсем абсурдным, если посмотреть на него с немного другой точки зрения, воспользовавшись житейскими аналогиями. Представьте себе стареющего холостяка, мечтающего о семейном уюте и обеспеченной старости. Время дружеских попоек и оргий с гетерами проходит, и вот он решает, наконец, стать отцом. Одним словом, думает о том, что кто-то должен ему в старости подать тот пресловутый стакан воды… Одержимый такими мыслями он средь бела дня выбегает на улицу, хватает первую попавшуюся под руку женщину и, буркнув что-нибудь "про любовь", вступает с ней в половую связь… Хорошо, если эта женщина окажется приличным человеком и — простите за грубый натурализм — здоровой самкой. Тогда, возможно, от подобного поведения будет какой-нибудь толк. Хотя шансы не велики. Если вообще что-нибудь получится. Что-то подсказывает мне, что в результате такого поведения ничего путного не произойдёт.

Так почему же, вполне здоровые и крепкие музыканты, в подавляющем большинстве поступают именно так? И надеются на здоровое потомство — помните, что музыкальное произведение рождается в муках, словно ребёнок?

Нередко беседы об этом удивляют даже вполне опытных исполнителей. Вот самый свежий тому пример. В конце 2003 года мне довелось поработать с одним милым семейным дуэтом. Я сознательно не называю имён и названий — не счесть им числа! Мы плодотворно потрудились и расстались вполне довольные результатом и друг другом. А начинались наши отношения с того, что я позвонил им приблизительно за неделю — получив предварительно задание на работу от руководителя одной из петербургских студий. Представившись, я оставил свои телефоны с предложением (я специально повторил его несколько раз!) "звонить в любое время, если возникнут вопросы и/или желание что-либо обсудить". Разумеется (я уже не удивляюсь этому, а жаль!) никаких звонков не последовало. А потом, уже на студии, выяснилось, что около 30% всего бюджета, выделенного на запись той единственной песни можно было сэкономить, просто произведя некоторую часть работы ВНЕ СТУДИИ. Стоит ли говорить, что и результат при более тщательном подходе мог быть другим?

Так что — давайте тщательнее! Помните, у Жванецкого? — "Это же для внутреннего потребления…"

Вадим dess Сергеев